Селение Авдарма находится в Комратском районе АТО Гагаузии Республики Молдова. Русский историк А. Скальковский в 1848 г. в книге «Болгарские колонии в Бессарабии и Новороссийском крае» пишет, что топоним Авдарма означает «Белое ущелье». Учёный отмечает, что «жители хорошие хозяева…» .
В «Словаре гагаузских географических терминов» И. Дрона отмечено, что топоним Авдарма «по происхождению является ногайским и первоначально, видимо, относился только к долине, по которой протекает речка». Согласно народным преданиям, подтверждающимся архивными документами, Авдарму образовали переселенцы в 1820 г., первоначально поселившиеся в селении Орак (ныне Леовский район Молдовы) в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. В 1820 г. в селе Авдарма проживали 54 семьи, которые переселились из сёл Горичане и Бежаново (Болгария).
Просветитель Михаил Чакир писал в книге «История гагаузов Бессарабии» в 1934 г., что старожил из села Авдарма Николай Касым хранил грамоту, которую дал гагаузам боярин Бальш, в имение которого входило и село Орак: «Оракские гагаузы честные, правдивые, смирные, мастеровые, добродушные, гостеприимные, путников встречают, как родственников, трудолюбивые, миролюбивые, добрые, остерегаются пьянства, скандалов, всякого зла. В сёлах Орак и Чадыр среди гагаузов не было ни воровства, ни грабежа, ни мошенничества, ни убийства» .
Относительно приходской жизни известно, что изначально в селении имелся деревянный храм в честь Архангела Михаила. Церковь построена в 1820 г. на каменном фундаменте, с деревянной крышей. Храм имел деревянную ограду. По другим документам Михайловский храм был построен в 1819 г. старанием пономаря этой церкви Петра Петкогло. Ближайшая церковь находилась в 6 верстах в селении Томай того же округа. На 1838 г. штат притча составлял: 2 священника, диакон, псаломщик. В первой половине XIX века к церкви были приписаны приходы селений Кириет-Лунга и Джолтай.
Диакон Сергий Великсаров
Источник: Сайт прихода "Преображения Господне", г. Комрат
В 1820-1826 годы запись в церковно-приходской книге Свято-Михайловской Церкви ведется на греческой графике. А первая формулярная ведомость на кириллице составляется в 1827 году первым священником Стефаном Цуркан, который сообщает, что плетеная Церковь в колонии Авдарма была построена и освящена в 1919 году.
Священнослужитель пишет об Авдарме: "...при церкви дворов - 100. Мужского пола - 272, женского - 221. Обоего - 493".
К данной церкви были приписаны и жители колонии Кириет-Лунга - 60 дворов, 160 мужчин, 130 женщин, 290 обоего пола.
Село Башкалия (34 двора, мужчин - 88, женщин - 67, 155 обоего пола) также входило в этот церковный приход. Всего за церковью числилось 938 душ. Самому священнику, Стефану Цуркан, было 48 лет, сыну Георгию - 20, Иоанну - 17, Андрею - 11. В графе о семейном положении указано "женат", но данных о жене запись не содержит. При церкви также служил священник Константин Балтак 33-х лет и указной дьячок Филипп Папушой 29 лет, указной пономарь Николай Петров 17 лет, который был сыном умершего пономаря Петра. В формулярной ведомости подробно указывается, каким уровнем грамотности обладают дети священников, а также кем и когда были рукоположены и повышены в церковном сане сами служители церкви. Система записей была идентична более ранней, написанной на караманлийском языке греческим алфавитом.
Формулярная ведомость Архангело-Михайловской одноклирной церкви Колонистского Управления Верхнебуджакского Округа колонии Авдарма за 1863 год содержит данные о строительстве каменной Церкви, которую сегодня посещают прихожане. В пункте 1 указывается, что церковь "построена 1863 года тщаниями и иждивением прихожан" при священнике Николае Букшан. В пункте 2 сообщается, что здание каменное с подобающей колокольней, покрытой цинком". Согласно пункту 3, престол в ней один во имя Святого Архистратига Михаила. Пункт 4 свидетельствует о том, что богослужение совершается на молдавском языке, а церковь "утварью и книгами достаточна", как указано в пункте 5. В пункте 18 священник констатирует, что "Исповедная роспись от 1820 года хранится в целости", это еще раз доказывает, что первая церковь была построена в 1819 году. Наряду с первой церковно-приходской книгой, сохранились и другие оригиналы документов, датируемые с 1820 по 1945 гг. включительно. Также был найден оригинал сметы "по реконструкции церкви и расширению ее в боковых частях к северу и югу с устройством светлого восьмигранного купола" в 1899 году при протоиерее Григории Бабченко. Также есть личная подпись художника, производившего настенную роспись, которую он завершил 5 мая 1900 года с получением причитающейся ему денежной выплаты. Общая стоимость всех видов работ и материалов составила 7141 рубль 9 копеек. Старшим по закупке материалов в Одесском порту и по их доставке на подводах в Авдарму был Маринов Василий Петрович. Он руководил всеми видами работ и лично возглавил обоз из нескольких подвод, которые направлялись в морской порт города Одесса, где была произведена закупка оцинкованной жести для кровли крыши церкви села.
Документы подтверждают, что в 1918 году в Архангельско-Михайловской церкви села Авдарма священником был Николай Чакир, сын протоиерея Михаила Чакир. Священник Николай Чакир был последним, кто вел церковную службу и документы на русском языке.
Среди церковных документов найдены оригиналы свидетельств о смерти людей в селе Авдарма от тифа (1941-1945гг.) и голода (1946 - 1947гг.).
В период перестройки деятельность Свято-Михайловской церкви в 1988 году вновь возобновляется, для этого была создана в Авдарме инициативная группа. Первые церковные службы в 1988 году проводил священник Михаил Лысенко, выпускник Одесской семинарии.
Действующим священником в год 200-летия колониии Авдарма является Константин Камбур.
Через 2 года в 2013 году Свято-Михайловской Церкви села Авдарма исполнится 150 лет, в честь будущего юбилея произведен капитальный ремонт здания церкви, полностью обновлена настенная роспись, заменены полы, установлены системы отопления и кондиционирования. Будет издана книга, посвященная 15-летию церкви.
ПАЛОМНИЧЕСТВО В ИЕРУСАЛИМ, ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАННОЕ В ДОКУМЕНТАХ
В духовной жизни Авдармы в 1899 году произошли значительные события: помимо реконструкции церкви, расширения ее в боковых частях к северу и югу и устройства восьмигранного купола, жительница села, Казмалы Мария, совершила довольно трудное по тем временам паломничество в Иерусалим.
Тогда считалось большой честью именоваться "хаджи", что означает "паломник". Сохраненный заграничный паспорт Российской империи, выданный на ее имя полицейским органом города Одессы, и отметки пограничных служб в порту Стамбула и полицейского поста Иерусалима вызывают трепет. Родственникик Хаджи Марии, именно так стали в последующем именовать их род, передали ее паспорт в демонстрационный зал музея истории села, открыв возможность ознакомиться с этим историческим документом всем посетителям. В памяти ее дочери, Евгении, сохранились рассказы матери об обрядах в период подготовки к поездке и возвращения из паломничества. Сын Евгении, Федор Васильевич Язаджи, вспоминает: "Перед сорвершением паломничества все родственники бабушки Марии собрались у церкви на молебен, и священник Григорий Бабченко благословил ее в дальнюю дорогу. Состоялся обмен подарками близких и друзей с пожеланиями удачи в пути. По ее возвращении батюшка Григорий в заполненной всеми односельчанами церкви совершил службу благодарения". Такой же чести удостоились Язаджи Иван Константинович (Хаджи Иванчу) и Язаджи Лазарь Алексеевич (Хаджи Лазарь).
ИСТОЧНИК: Книга "АВДАРМА. История села 1811-2011". (И.Казмалы, Ф.Мариноглу)